Как возместить ущерб, причиненный органами государственной власти

© 2018 ЮРСА

  • Instagram - серый круг
  • Vkontakte - серый круг
  • Facebook - серый круг

Как возместить ущерб, причиненный органами государственной власти

1. Основные положения

 

Внешнее нарушение прав не всегда может свидетельствовать о незаконности действий органов власти и их должностных лиц. А потому, чтобы получить возможность предъявить требования о возмещении вреда, необходимо одновременное наличие всех установленных законом условий.

 

Во-первых, факт причинения вреда органом государственной власти или должностным лицом при исполнении должностных обязанностей.

 

Вред представляет собой неблагоприятные последствия, которые возникают в имущественной и неимущественной сфере потерпевшего. К первой относятся права лица на владение, пользование и распоряжение имуществом, а потому примером нарушения таких прав могут быть незаконные изъятие или арест имущества. В качестве неимущественной сферы выделяют права, представляющие категорию нематериальных благ, к которым относятся право свободного передвижения, невмешательство в частную жизнь и т.п.

 

Во-вторых, противоправность действий или бездействия органа государственной власти или должностных лиц (при исполнении должностных обязанностей), а также незаконность правового акта.

 

Порой внешне неправомерные действия или бездействие органов и их должностных лиц не являются незаконными, а потому представляется необходимым точное определение, на каких основаниях сделан вывод о противоправности действий (бездействия) властных субъектов. То же самое касается и признания акта не соответствующим закону.

 

Законодателем выделяются следующие основания:

 

  • отсутствие нормы, дозволяющей государственным органам осуществлять совершенные действия (бездействия), в том числе и по принятию правового акта;

  • нарушение обязательных для исполнения требований норм международного права, Конституции РФ, законов и иных нормативных актов;

  • совершение действий на основании правовых актов, которые не подлежат применению в силу несоответствия их законодательству.

Возмещение вреда возможно и в случае правомерных действий (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, однако в части, а не в полном объеме, как это характерно для возмещения вреда незаконными действиями (бездействием).

 

В-третьих, наличие вины причинителя вреда.

Вина органа государственной власти или должностного лица презюмируется. Исключения составляет только вред, причиненный органами дознания, прокуратуры и суда. В данном случае возмещение вреда производится в полном объеме независимо от вины нарушителя.

 

В-четвертых, причинно-следственная связь между деянием, совершенным органом государственной власти или должностным лицом, и негативными последствиями для лица, желающего получить возмещение вреда. При этом важно отметить, что действия (бездействие) должны предшествовать наступлению последствий.

 

В случае, если все условия соблюдены, следует определить требования, которые будут предъявляться в соответствующий орган государственной власти.

 

Требования могут носить как имущественный, так и неимущественный характер.

 

В первой группе выделяют возмещение убытков и компенсацию морального вреда.

 

Убытки могут быть представлены в натуре и в виде денежной суммы. При этом можно требовать возмещения как реального ущерба, расходов, которые лицо произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права, так и упущенной выгоды, дохода, который лицо могло бы получить, если бы его право не было нарушено.

 

Стоит отметить, что цены, в соответствии с которыми производится расчет возмещения вреда, определяются по ценам на момент такого возмещения.

 

Компенсация морального вреда приемлема только для граждан, поскольку юридическое лицо в силу объективных причин не может испытывать физические и нравственные страдания, являющиеся условием для данной формы возмещения.

При определении размера компенсации морального вреда необходимо придерживаться принципов соразмерности и справедливости.

Требования неимущественного характера заключаются в признании акта, нарушившего права потерпевшего, незаконным или его отмене.

 

Немаловажным фактором выступает необходимость определения надлежащего ответчика, то есть того субъекта, кто будет возмещать вред.

Необходимо различать субъект, который причинил вред, и субъект, который будет его возмещать. В качестве причинителя вреда может выступать любой орган государственной власти или должностное лицо, который непосредственно своими действиями (бездействием) или принятием правового акта нарушил права гражданина или юридического лица. Однако обязанность по возмещению вреда лежит на казне РФ или субъекта РФ. Взыскание производится за счет бюджет соответствующей казны, а в случае недостаточности средств за счет имущества, составляющего казну соответствующего уровня.

 

2. Порядок возмещения вреда

 

Законом предусматривается досудебный и судебный порядки возмещения вреда.

В связи с неэффективностью и отсутствием необходимости досудебного разбирательства особое внимание стоит уделить судебному порядку разрешения спора.

 

Перед тем как начать судебное дело необходимо наличие документа, подтверждающего незаконность действий (бездействия) органа государственной власти или правового акта. Данный документ является основанием и доказательством наличия права на возмещение вреда.

 

Если такой акт есть, и он вступил в законную силу, то следует приступить к подготовке искового заявления.

Рассмотрим необходимые условия, установленные законодательством, для подготовки и подачи искового заявления для физических лиц.

 

Во-первых, необходимо определить, в какой суд подавать исковое заявление.

Иск подается мировому судье по месту жительства ответчика в случае, если:

· иск только о возмещении имущественного вреда;

· либо требование о возмещении морального вреда производно от имущественного требования;

· при цене иска менее 50 000 руб.

 

Во всех остальных случаях заявление надлежит подать в районный суд по месту нахождения ответчика.

 

Во-вторых, подготовить исковое заявление, в котором указываются:

· наименование суда, в который подается заявление;

· наименование истца, его место жительства, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

· наименование ответчика, его нахождения;

· в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

· обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

· цена иска, а также расчет взыскиваемых денежных сумм;

· перечень прилагаемых к заявлению документов.

 

К исковому заявлению необходимо будет приложить следующие документы:

· документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, составляющей 300 рублей;

· доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца (если подаются документы через представителя);

· документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и признающие незаконность действий (бездействия) органа государственной власти или должностного лица или правового акта;

· расчет взыскиваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем.

 

Обратимся к особенностям подачи искового заявления юридическим лицом.

 

Во-первых, заявление от юридического лица подается в Арбитражный суд.

 

Во-вторых, в исковом заявлении указываются:

· наименование суда, в который подается заявление;

· наименование истца, его место нахождения, а также наименование представителя и его адрес;

· наименование ответчика, его место нахождения;

· в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

· обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

· цена иска, а также расчет взыскиваемых денежных сумм;

· перечень прилагаемых к заявлению документов.

 

 

К исковому заявлению также необходимо будет приложить следующие документы:

· документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, составляющей 6000 рублей;

· доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;

· документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и признающие незаконность действий (бездействия) органа государственной власти или должностного лица или правового акта;

· расчет взыскиваемой денежной суммы, подписанный представителем истца.

Поделиться в Facebook
Please reload

Похожие материалы

Изменения в законодательстве РФ о закупках (223-ФЗ)

Новая форма декларации по налогу на имущество организаций

С днем учителя!

Бизнес-кейс от компании ЮРСА

1/8
Please reload